SYNAPS

Как улучшить запоминание

В 1994 году д-р D.G.Payne и соавторы провели серию из пяти экспериментов, направленных на изучение механизмов повышения запоминания разных видов информации у здоровых людей (гипермнезии).

Участникам предлагали изучить и постараться запомнить ряд слов или изображений, а затем дважды просили воспроизвести «выученную» информацию, не подглядывая – при второй проверке, закономерно, результаты улучшались («повторение – мать учения»).

Полученные в первом эксперименте результаты считались контрольными.

В последующих экспериментах между двумя «проверками» памяти участников просили выполнить различные другие задания, причем связанные не только с визуальной или аудиальной информацией, но и с физической активностью, сенсорными стимулами и проч.

Выяснилось, что улучшения запоминания достичь не удается в случае если «побочное» задание связано с процессированием похожего вида информации, связанного с тем же анализатором.

То есть, если изначальное задание было связано с запоминанием картинок, то «отвлекающее» задание, направленное на процессирование зрительной информации, снижало возможные улучшения результата запоминания картинок ко второй проверке.

Если запомнить нужно было слова, то «побочные» задания, связанные с процессированием слов, также делали невозмножной гипермнезию, причем даже если изначально слова участникам давали в форме текста на бумаге, а в «побочном» задании произносили голосом без визуального подкрепления.

Источник: https://link.springer.com/article/10.3758/BF03198393