info@synaps-center.ru
ДОКТОРА
МАРИИ МАКСИМОВОЙ
Лицензия №Л041-01137-77/00658385

Расстройства аутистического
спектра

Понятия «аутизм» у взрослых, как и детский аутизм, на деле описывают крайне обширный спектр состояний, от лёгких до тяжёлых форм.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – достаточно разнородная группа нарушений нейроразвития. У пациентов с РАС отмечаются сложности в социализации и коммуникации, повторяющееся «стереотипное» поведение и «особые», необычные узкие интересы, а также повышение чувствительности к различным сенсорным стимулам: звуку, свету, текстурам.
Симптомы РАС дебютируют в раннем детстве, но некоторые пациенты с более легкими формами РАС (например, синдромом Аспергера) могут впервые обратиться на прием к психиатру только во взрослом возрасте, потому что симптомы приводят к значительным проблемам с социализацией и мешают взрослому человеку построить личные отношения, преуспеть в работе, наладить взаимодействие с окружающими.
При этом у части пациентов уже с первых месяцев жизни проявляются признаки РАС, другие же в раннем детстве развиваются в соответствии с установленными нормами, но затем внезапно, «ни с того, ни с сего», замыкаются в себе, начинают вести себя агрессивно, теряют ранее освоенные речевые навыки.
Клиническая картина РАС обычно полностью развивается к 2 годам.
Каждый пациент с аутизмом уникален и располагает своим «набором» поведенческих черт, привычек и особенностей. Степени выраженности РАС и «функциональные уровни» также индивидуальны.
Некоторые аутичные дети сталкиваются с проблемами в учебе, а у некоторых наблюдаются нарушения интеллекта. У многих детей на фоне РАС интеллект сохранен или даже выше среднего — они хорошо и быстро учатся, но им сложно общаться со сверстниками и применять то, что они знают, в повседневности, адаптироваться в коллективе.
Хотя пока не нашли способа полностью вылечить РАС, интенсивное и своевременно начатое лечение может существенно изменить жизнь многих детей к – и, впоследствии, взрослых, – к лучшему.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) часто «сопутствует» РАС. Около 30-50% пациентов с РАС помимо «основного» диагноза имеют и диагноз СДВГ. Оба этих состояния обусловлены нарушением нервно-психического развития, что может объяснять их частое пересечение.
Частота аутизма, как и СДВГ, существенно возросла за последние десятилетия – говорят даже об «эпидемии» этих состояний. Пока что рост заболеваемости аутизмом значительно опережает также растущую частоту СДВГ, в связи с чем именно этому состоянию уделяют все больше внимания и журналисты, и исследователи.
Если в 1970-х гг. диагноз «аутизм» ставили 1 человеку на 10000 населения, то сегодня в США у 1 из 56 людей диагностируют РАС. У детей заболеваемость РАС оценивают в 5-7%. В Европе данные различаются от страны к стране, но примерно соответствуют американским показателям.
В российской психиатрической практике закрепился другой подход к диагностике такого состояния, как аутизм у детей и взрослых – эти диагнозы отечественные психиатры ставят значительно реже, потому что опираются на другие, в чем-то устаревшие, но в то же время предотвращающие гипердиагностику критерии. По некоторым оценкам, распространённость аутизма может составлять от 1 до 1,5% среди детей в России.
Лечение и поддержка для людей с аутизмом должны быть индивидуализированы, так как каждый человек с РАС уникален

Почему растет заболеваемость
аутизмом и СДВГ?

Рост заболеваемости РАС разные авторы и исследователи связывают с множеством факторов – с плохой экологией, вакцинацией, большей доступностью экстракорпоральных методов оплодотворения, неправильным питанием.
Некоторые критики высказывают мнение, что фармацевтические компании и медицинские учреждения могут быть заинтересованы в росте числа диагнозов РАС и СДВГ, так как это увеличивает спрос на медикаменты и медицинские услуги.
Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что увеличение числа диагнозов в основном связано с улучшением диагностики и осведомлённости, эволюцией диагностических подходов к РАС и синдрому дефицита внимания.
С ростом осведомлённости и улучшением диагностических методов возникает проблема гипердиагностики. Некоторые специалисты считают, что в последние годы количество диагнозов РАС и СДВГ выросло чрезмерно, что может приводить к неправильной терапии и ненужной стигматизации.
В этой статье речь пойдет о сложной медицинской и общественной проблеме аутистических расстройств, о пересечениях и различиях аутизма с СДВГ, различных клинических формах и дифференциально-диагностических подходах. Перечислим вызывающие аутизм причины, расскажем и про лечение аутизма, которое мы проводим в Центре психического здоровья SYNAPS.

Читайте до конца, чтобы улучшить свое понимание многогранной темы РАС, разобраться во всех тонкостях и, если Вам покажется, что признаки аутизма наблюдаются у Вас или Ваших близких – вместе с нами обрести контроль над этим состоянием!
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи

История изучения и современная
классификация аутизма

Слово "аутизм" происходит от греческого "autos", что означает "сам". Впервые он был использован в 1911 швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером для описания симптома. наблюдающегося у пациентов с шизофренией — крайнего самоизоляционного поведения и погружения в собственный внутренний мир.
В 1943 американец, доктор Лео Каннер, впервые описал 11 детей с необычными паттернами поведения в своей статье "Аутистические нарушения аффективного контакта". Каннер использовал термин "ранний детский аутизм" для описания этих детей, выделив такие особенности, как:
  • Затруднения в общении со сверстниками
  • Однообразное повторяющееся поведение
  • Нарушения или полное отсутствие развития речи
Независимо от Каннера, в 1944 детский врач Ганс Аспергер из Австрии описал группу детей с схожими характеристиками, но с более развитой речью и когнитивными способностями. Этот синдром получил название "синдром Аспергера". В отличие от описанных Каннером признаков, у детей с синдромом Аспергера наблюдались:
  • Трудности в общении со сверстниками
  • Узкие, интенсивные увлечения и интересы
  • Моторная неуклюжесть
В первые десятилетия после описаний Каннера и Аспергера, аутизм оставался плохо изученным и часто диагностировался как форма детской шизофрении. Ситуация начала меняться в 1960-70-х годах, когда стали появляться первые исследования, подтвердившие уникальность и самостоятельность аутизма как расстройства.
В зарубежном руководстве по психическим расстройствам (DSM-IV) выделены были детский аутизм и еще пять категорий нарушений развития, ранее называвшихся «первазивным расстройством», а теперь входящих в понятие РАС:
  • Детский аутизм
  • Синдром Аспергера
  • Атипичный аутизм
  • Синдром Ретта
  • Дезинтегративное расстройство детства
Применяемая в России классификация МКБ-10 включала категории, аналогичные DSM-IV, для диагностики аутизма и связанных с ним расстройств.
В 2019 году была опубликована МКБ-11, которая, подобно DSM-5, объединила все формы аутизма под общим термином РАС.
История термина аутизм и эволюция его изучения и классификации отражают долгий путь научного понимания и признания этого сложного расстройства. Современные диагностические и терапевтические подходы к РАС основаны на продолжительных исследованиях и не прекращают эволюционировать, предлагая всё более эффективные методы адаптации и интеграции в общество для пациентов.

Клинические формы и симптомы аутизма

Детский аутизм
Детский аутизм, или классический аутизм, он же синдром Каннера, характеризуется следующими признаками:
Затруднения социальной коммуникации:
  • Отсутствие или значительное ограничение зрительного контакта
  • Сложности в установлении и поддержании дружеских отношений
  • Неспособность разделять интересы и эмоции с окружающими
Нарушения вербальной и невербальной коммуникации:
  • Отсроченность или отсутствие речевого развития
  • Эхолалия (повторение отдельных слов и фраз за другими)
  • Трудности или неправильное использование жестов и мимики
Репетитивное и стереотипное поведение:
  • «Стереотипные» движения: покачивание, раскручивание на компьютерном кресле
  • Ритуалы, повторяющиеся последовательности действий
  • Узкие и сверхсильные интересы
Атипичный аутизм
Атипичный аутизм отличается от детского аутизма тем, что не все симптомы выражены, некоторые признаки могут появляться позже. Нарушения в сфере общения и стереотипное поведение «похожи» на наблюдаемые при детском аутизме, но могут быть менее яркими, иметь более мягкие формы.
Синдром Ретта
Синдром Ретта — генетическое заболевание, почти исключительно встречающееся у девочек. При этом нарушении ребенок теряет ранее приобретённые речевые и моторные навыки, рост замедляется, хотя раннее развитие было нормальным. Наблюдаются стереотипные движения рук, такие как стирание, «мытье», или похлопывание, нарушения координации движений и походки. Болезнь сопряжена с тяжелой умственной отсталостью и инвалидизацией.
Дезинтегративное расстройство детства
Дезинтегративное расстройство детства, или синдром Геллера, характеризуется потерей ребенком ранее приобретённых речевых и коммуникативных навыков после периода нормального развития (обычно в возрасте 2-10 лет). Нарушения социальной коммуникации сходны с таковыми при детском аутизме, также наблюдаются повторяющееся стереотипное.
Синдром Аспергера
Эта более мягкая форма сопряжена со значительными затруднениями в социализации, у пациентов наблюдаются узкие сверхценные интересы и отмечается стереотипный «рисунок» поведения, интеллект и речевые способности обычно сохраняются на высоком уровне.
Синдром Аспергера проявляется в разнообразных формах, основные симптомы включают:
· Сложности в сфере общения: люди с синдромом Аспергера с трудом понимают невербальные сигналы (жесты, позы, мимику) и часто испытывают сложности в установлении прочных социальных контактов.
· Узкие интересы, стереотипное поведение: у «аспергеров» часто наблюдаются интенсивные интересы в узкой области. Увлечения часто касаются географии, карт, составления маршрутов, энциклопедической информации, исторических фактов, религиозной тематики. Пациенты склонны изучать одну тему на протяжении долгого времени. Повторяющиеся действия или привязанность к рутинным привычкам также являются типичными.
· Речевые особенности: хотя речевые способности обычно сохраняются, речь может быть формальной или педантичной, с акцентом на детали. Некоторые могут испытывать трудности с пониманием юмора или сарказма.
· Сенсорная чувствительность: люди с синдромом Аспергера более чувствительны к определенным сенсорным стимулам, таким как яркий свет, громкие звуки или определенные текстуры.
"Аутизм — это не то, что нужно исправлять. Это то, что нужно понимать." - Тэммин Сурсок (актриса, которая играет роль девушки с аутизмом)

Синдром Аспергера в популярной культуре

В последние годы синдром Аспергера стал популярной темой в кино, литературе и телевизионных сериалах. Представление этого расстройства в медиа помогает широкой аудитории лучше понимать особенности синдрома и поддерживать осведомленность о нейроразнообразии.
Вот примеры фильмов и сериалов, в которых есть герои с синдромом Аспергера:
  • «Человек дождя» (Rain Man, 1988): Хотя главный герой, Рэймонд Бэббит (исполняемый Дастином Хоффманом), имеет классический аутизм, многие черты его поведения напоминают симптомы синдрома Аспергера, такие как невероятная память и точность, но с трудностями в социальном взаимодействии. Этот фильм одним из первых привлек внимание общественности к проблеме РАС.
  • «Шерлок» (Sherlock, 2010-2017): Современная версия Шерлока Холмса в исполнении Бенедикта Камбербэтча часто интерпретируется как человек с чертами синдрома Аспергера. Его высочайший интеллект, трудности в понимании социальных норм и ограниченные интересы представляют типичные симптомы этого заболевания.
  • «Теория большого взрыва» (The Big Bang Theory, 2007-2019): Персонаж Шелдон Купер, сыгранный Джимом Парсонсом, часто воспринимается как пример человека с синдромом Аспергера, хотя это никогда не было официально подтверждено в сериале. Его уникальные поведенческие особенности, интерес к науке и сложности в социальном взаимодействии являются характерными чертами этого расстройства.
  • «Атипичный» (Atypical, 2017-2021): Этот сериал фокусируется на жизни Сэма Гарднера, подростка с аутизмом, который стремится к независимости. Сериал получил высокую оценку за реалистичное изображение жизни человека с аутизмом и проблем, с которыми он сталкивается.
Представление синдрома Аспергера в медиа играет важную роль в изменении общественного восприятия этого расстройства. Оно помогает разрушать стереотипы, увеличивать понимание и сочувствие, а также поддерживать идеи инклюзии. В то же время, важно понимать, что не все аспекты синдрома Аспергера могут быть адекватно отображены в фильмах и сериалах, и некоторые представления могут быть упрощенными или неточными.
Известные люди с синдромом Аспергера
Диагноз РАС установлен и у некоторых известных людей: синдром Аспергера никак не помешал им прийти к успеху. Вот некоторые «громкие имена» аутичных людей:
  • Темпл Грандин — профессор животноводства и одна из самых известных людей с аутизмом. Её история вдохновила создание фильма «Темпл Грандин» (2010), где роль Темпл исполнила Клэр Дэйнс. Грандин активно выступает за права людей с аутизмом и делится своим опытом.
  • Грета Тунберг — шведская активистка, известная своей борьбой против изменения климата. Грета открыто говорит о своем диагнозе синдрома Аспергера и считает его своим «суперспособностью», поскольку он помогает ей фокусироваться на проблемах, которые она считает важными.
  • Дэн Эйкройд — известный актер и комик, который также известен по фильмам «Охотники за привидениями». Эйкройд рассказал, что у него был диагностирован синдром Аспергера в детстве, и это оказало влияние на его жизнь и карьеру.
"Синдром Аспергера — это не недостаток, это просто другой способ видеть мир." - Дэниел Таммет (аутичный савант)

Что такое СДВГ?

Это хроническое нарушение, «знакомое» миллионам детей и нередко сопровождающее пациентов и по достижении взрослого возраста.
СДВГ сопряжен с трудностями в концентрации внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Дети с СДВГ могут также иметь сниженную самооценку из-за проблем в личных отношениях, неудовлетворительной успеваемости в школе.
Диагноз СДВГ долгое время считался исключительно «детским». Однако современные исследования показывают: 60% детей с СДВГ сохраняют некоторые симптомы в подростковом возрасте, и около 15%-20% в зрелом возрасте. Тем не менее, такие люди могут научиться справляться со своим заболеванием и достичь значительных успехов в жизни.
Было проведено множество исследований, направленных на понимание этого состояния и его влияния на жизнь взрослых.
Люди с СДВГ часто имеют высокую креативность и способность к быстрому мышлению, что может быть как преимуществом, так и вызовом.

Классификация СДВГ

В зависимости от преобладающей симптоматики, СДВГ делится на три основных подтипа:
Преимущественно невнимательный тип (ADHD-I)
У людей с этим подтипом преобладают симптомы, ассоциированные с невнимательностью:
  • Трудности с концентрацией внимания на задачах или активности
  • Забывчивость в повседневных делах
  • Неспособность организовать свою деятельность и управлять временем
  • Избегание или неприязнь к заданиям, требующим длительного умственного напряжения
Такие пациенты могут испытывать проблемы с завершением задач, требующих сосредоточенности и последовательности, часто отвлекаются, забывают детали и делают ошибки из-за невнимательности.
Этот подтип чаще диагностируется у женщин и взрослых.
Преимущественно гиперактивно-импульсивный тип (ADHD-HI)
Этот подтип характеризуется выраженной гиперактивностью и импульсивностью. Основные симптомы включают:
  • Постоянное чувство внутреннего беспокойства или физической гиперактивности
  • Нетерпеливость, трудности с ожиданием своей очереди
  • Импульсивные действия, включая перебивание других, принятие поспешных решений
  • Частые прерывания других людей или вмешательство в их дела
Такие люди могут испытывать трудности с сидением на месте, часто прерывают других, говорят слишком много или действуют без раздумий.
Данный тип чаще диагностируется у детей, особенно у мальчиков.
Смешанный тип (ADHD-C)
У людей со смешанным типом присутствуют симптомы обоих подтипов: как невнимательности, так и гиперактивности-импульсивности в значительной степени. Это наиболее распространенный подтип, при котором проявляются и сложности с концентрацией и организацией, так и гиперактивность и импульсивность.
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи

Причины СДВГ

СДВГ в любом возрасте «вызван» сочетанием наследственных и средовых факторов. Наследственность, судя по всему, особенно важна: в ходе исследований доказали, что у ближайших родственников людей с СДВГ риск «получить» такой же диагноз выше.
Факторы среды, например, пренатальное воздействие токсинов или психологические стрессы в раннем детстве, также могут способствовать возникновению СДВГ.
На уровне нейробиологии СДВГ связан с нарушением работы лобных долей мозга, которые отвечают за функции саморегуляции, планирования и контроля импульсов. Также отмечаются изменения в дофаминовой и норадреналиновой системах мозга, что приводит к нарушению нейротрансмиссии, необходимой для поддержания внимания и контроля импульсивности.

«Тест на аутизм»: как распознать
и отличить от СДВГ

СДВГ в любом возрасте «вызван» сочетанием наследственных и средовых факторов. Наследственность, судя по всему, особенно важна: в ходе исследований доказали, что у ближайших родственников людей с СДВГ риск «получить» такой же диагноз выше.
Факторы среды, например, пренатальное воздействие токсинов или психологические стрессы в раннем детстве, также могут способствовать возникновению СДВГ.
На уровне нейробиологии СДВГ связан с нарушением работы лобных долей мозга, которые отвечают за функции саморегуляции, планирования и контроля импульсов. Также отмечаются изменения в дофаминовой и норадреналиновой системах мозга, что приводит к нарушению нейротрансмиссии, необходимой для поддержания внимания и контроля импульсивности.

Дифференциальная диагностика

При РАС симптомы включают значительные нарушения социализации и стереотипное поведение.
При СДВГ основные симптомы связаны с невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью без специфических социальных и коммуникационных нарушений, характерных для РАС.
При дифференциальной диагностике важен подход, основанный на интеграция данных: нужно проводить сбор информации от родителей, учителей и других значимых взрослых, а также проведение наблюдений и интервью.
Также в диагностике этих расстройств применяются разные оценочные шкалы, которые служат «помощниками» врача-диагноста.
Создатель и главный врач Центра психического здоровья Synaps
Мария Юрьевна Максимова
Больше 25 лет Мария Юрьевна помогает своим пациентам успешно преодолевать симптомы депрессии, тревоги, панических и обсессивно-компульсивных расстройств.

Диагностические шкалы для РАС

ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule)
ADOS — это полуструктурированное наблюдение, которое используется для оценки коммуникативных, социальных и игровых навыков при диагностике РАС у детей и взрослых. В ходе наблюдения специалист проводит серию заданий, наблюдая за реакциями и поведением пациента. «Модуль» наблюдения и набор тестов выбирается в зависимости от возраста и уровня речевого развития пациента.
ADI-R (Autism Diagnostic Interview-Revised)
ADI-R — это стандартизированное интервью, проводимое с родителями или опекунами. В основном этот метод применяется для диагностики детей, но может быть адаптирован и для взрослых. Интервью включает вопросы о раннем развитии, речевых и коммуникативных навыках, социальных взаимодействиях и повторяющемся поведении и проводится психиатром и клиническим психологом. Вся процедура занимает от 1,5 до 2,5 часов.
CARS (Childhood Autism Rating Scale)
CARS — это шкала, используемая для оценки тяжести симптомов аутизма у детей в возрасте от 2 лет. Состоит шкала из 15 пунктов, оценивающих поведение, коммуникацию и социальное взаимодействие. В рамках CARS врач оценивает поведение ребёнка на основе наблюдений и информации от родителей.
SCQ (Social Communication Questionnaire)
SCQ — это скрининговый инструмент, основанный на ADI-R. Опросник подходит для детей старше 4 лет, заполняется их родителями и опекунами. Анкета состоит из 40 вопросов, оценивающих социальную коммуникацию и поведение.

Диагностические шкалы для СДВГ

SNAP-IV (Swanson, Nolan, and Pelham-IV Questionnaire)
SNAP-IV — это опросник, используемый для оценки симптомов СДВГ у детей и подростков. Он включает 26 пунктов, разделённых на три категории: невнимательность, гиперактивность/импульсивность и оппозиционно-вызывающее поведение, и заполняется родителями и/или учителями пациента.
Vanderbilt ADHD Diagnostic Rating Scale
Vanderbilt — это шкала, которая применяется для скрининга и оценки тяжести симптомов СДВГ у детей и подростков в возрасте от 6 до 12 лет. Опросник заполняется родителями и учителями и включает 55 пунктов, оценивающих симптомы СДВГ, а также коморбидные состояния, такие как тревожные и депрессивные расстройства.
Conners' Rating Scales-Revised (CRS-R)
CRS-R — это набор шкал для оценки СДВГ у детей и подростков и связанных проблем поведения. Набор включает опросники для родителей, учителей и самих детей, оценивающих поведение, социальное взаимодействие и академические трудности.
ASRS (Adult ADHD Self-Report Scale)
ASRS — это шкала, разработанная для оценки симптомов СДВГ у взрослых, состоящая из 18 вопросов, оценивающих невнимательность и гиперактивность/импульсивность. Заполняется анкета самим пациентом

В чем причина аутизма?

Современные исследования показывают, что аутизм является сложным многофакторным расстройством развития с генетической и биологической основой.
Несмотря на значительный прогресс в изучении этих расстройств, точные причины их развития остаются неизвестными.
Синдромальные и несиндромальные формы аутизма
Синдромальные формы аутизма включают аутизм, возникающий в рамках известных генетических синдромов, таких как синдром Ретта, синдром ломкой Х-хромосомы и другие.
Несиндромальные формы аутизма представляют собой аутизм, не связанный с какими-либо известными генетическими синдромами.
Генетические факторы
Наследуемость и генетические вариации
Исследования показывают, что генетические факторы играют ключевую роль в развитии РАС. Наследуемость аутизма оценивается примерно в 50-90%, что указывает на значительное влияние генетики. Существуют сотни генов и генетических вариаций, связанных с аутизмом, среди которых можно выделить:
  • Генетические мутации: Де-ново мутации, то есть мутации, возникающие впервые у ребёнка и отсутствующие у родителей, часто связаны с аутизмом.
  • Вариации числа копий генов: Увеличение или уменьшение количества копий определённых генов также связано с развитием РАС.
Нейробиологические факторы
Аномалии в структуре и функции мозга
Исследования с использованием нейровизуализационных методов показали, что у людей с РАС наблюдаются различные аномалии в структуре и функции мозга, такие как:
  • Увеличенный объём мозга: У некоторых детей с РАС наблюдается ускоренный рост мозга в раннем детстве.
  • Нарушения в связности мозга: Аномальная связность между различными областями мозга может влиять на когнитивные и поведенческие функции.
Экологические факторы
Пренатальные и перинатальные факторы
Некоторые пренатальные и перинатальные факторы могут повышать риск развития РАС:
  • Возраст родителей: Более старший возраст матери или отца связан с повышенным риском аутизма.
  • Перинатальные инфекции: Некоторые вирусные инфекции во время беременности и в младенческом возрасте могут увеличить риск аутизма у ребёнка.
  • Экспозиция токсинов: Воздействие определённых токсинов и химических веществ во время беременности может играть роль в развитии РАС.
  • Аутоиммунные реакции: Роль иммунных аномалий в развитии РАС является темой для активного изучения и исследования.
Взаимодействие генетических и экологических факторов
Эпигенетические механизмы
Современные исследования показывают, что взаимодействие генетических и экологических факторов может играть ключевую роль в развитии РАС и СДВГ. Эпигенетические механизмы, такие как метилирование и ацетилирование ДНК, модификация гистонов, могут изменять экспрессию генов в ответ на экологические воздействия, что в свою очередь может влиять на риск развития этих расстройств.

Лечение аутизма

«Вылечить» аутизм полностью нельзя – это состояние, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Однако существуют методы поддержки и контроля над симптомами РАС, которые могут помочь людям с аутизмом жить полноценной и счастливой жизнью и адаптироваться в обществе.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение РАС направлено на управление специфическими симптомами, такими как тревожность, агрессия, гиперактивность и проблемы со сном. Хотя нет специфических лекарств для лечения самого аутизма, некоторые препараты могут помочь улучшить качество жизни пациента.
«Лекарства от аутизма»
  • Антипсихотики: атипичные нейролептики могут использоваться для уменьшения агрессивного поведения и раздражительности.
  • Нормотимики и антиконвульсанты: могут купировать избыточные гиперактивационные симптомы, стабилизировать настроение, снижать глутаматную активность мозга, лежащую в основе нейровоспаления.
  • Нестимуляторные препараты: атомоксетин и гуанфацин могут использоваться в качестве альтернативы стимуляторам или в сочетании с ними.
  • Антидепрессанты: Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) могут помочь справиться с тревожностью и депрессией.
  • Препараты с психостимулирующим эффектом могут использоваться для лечения симптомов СДВГ у детей с РАС.
Правильно назначить лекарственную терапию способен только квалифицированный врач!
Может потребоваться не только применение антипсихотиков, а целый комплекс лекарств, дополняющих друг друга: в каждом конкретном случае решение о лекарственной терапии принимается индивидуально.
Не пытайтесь лечиться самостоятельно – это опасно, лучше записаться на консультацию врача-психиатра.
Психотерапия и поведенческая терапия
Анималотерапия
Метод включает прямое взаимодействие с животными, наблюдение за их поведением и участие в заботе о них. В зависимости от типа анималотерапии, она может быть структурированной, с чётко определёнными задачами, или более свободной, основанной на естественном взаимодействии между пациентом и животным.
  • Канистерапия (терапия с собаками): взаимодействие с собаками может значительно улучшить коммуникативные навыки, способствовать развитию эмоциональной сферы и снижению тревожности
  • Иппотерапия (терапия с лошадьми): езда на лошадях помогает улучшить координацию движений, повышает уверенность в себе и развивает чувство ответственности
  • Дельфинотерапия: Взаимодействие с дельфинами способствует улучшению эмоционального состояния, стимулирует развитие речи и улучшает сенсорное восприятие
  • Фелинотерапия (терапия с кошками): кошки своим спокойствием и мягкостью помогают снизить стресс и улучшают эмоциональное состояние
Прикладной анализ поведения (ABA)
Метод основан на использовании положительного подкрепления для развития социальных, коммуникационных и поведенческих навыков.
Терапия, направленная на развитие социальных навыков
Групповые занятия, направленные на улучшение социальных взаимодействий и понимание социальных норм.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Помогает справиться с тревожностью и обсессивно-компульсивным поведением.
Другие методы
Речевая терапия
Для улучшения адаптации пациентов в обществе очень важно развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации.
Оккупационная терапия
Помогает людям с РАС развивать навыки самообслуживания и адаптации.
Сенсорная интеграционная терапия
Это набор методов, направленный на улучшение обработки сенсорной информации.
Отзывы
  • Пациент
    В первый раз обратилась к Марии Юрьевне в ноябре 2023 года по рекомендации семейного врача в связи с диагностикой психического состояния сына-подростка. В нашем регионе был долгий поиск специалиста, но за полтора года безрезультатно. Ни один врач не находил общего языка с сыном. Он никому не смог довериться. Мария Юрьевна очень располагает к себе. После первой встречи было решено, что сын пройдет комплексное обследование в той же клинике у клинического психолога и нейропсихолога, чтобы диагноз был точным и соответствующее лечение было результативным. В течение двух недель был поставлен диагноз и подобрана нужная схема лечения. Сейчас прошло семь месяцев с начала лечения. И я могу смело рекомендовать этого врача другим.
  • Пациент
    У моего сына Никиты в 14 лет были разные симптомы (аллергический ринит​, беспричинно симптомы рвотного рефлекса, головокружения​), повышалось давление и сердцебиение учащалось. Обращались в разные клиники, чем только нас не лечили и врачи-лоры, и невропатологи, и терапевты. Долгий путь мы прошли. Сейчас Никите 31 год, вся семья страдала, и мы не могли понять, что с нашим единственным сыном, пока не встретили замечательного грамотного врача Марию Юрьевну Максимову. Нам было назначено лечение, и практически сразу самочувствие улучшилось. Прошло полгода, сын стал другим человеком, веселым и жизнерадостным, работает и живет обычной жизнью, ходит в тренажерный зал, занимается теннисом, и все это благодаря Марии Юрьевне! Мы, родители, воспряли духом. Спасибо вам, Мария Юрьевна, за душевные слова, за поддержку и за грамотное лечение. Спасибо, что всегда на связи. Хочу выразить благодарность администратору Кире Дмитриевне за поддержку, отзывчивость, за теплые слова и обратную связь. Благодарю всех! Вы - лучшие! Может моя история кому-нибудь поможет в трудной жизненной ситуации.
  • Пациент
    Мы обратились к Марии Юрьевне, как только заметили проблемы в поведении дочки 12 лет. Выбор врача даже не обсуждался. [...] Важны были, помимо классического врачебного образования, ещё и интегративный подход. Клиника "Центр психического здоровья Марии Максимовой" нам очень понравилась, персонал заботливый и вежливый, спокойная домашняя обстановка. Отдельно благодарностью хочу отметить администратора [..]. У меня полное доверие к врачу и её назначениям. Дочку уже через 2 месяца терапии было не узнать, ей стало намного лучше. Если вы ищете своего врача, то даже не сомневайтесь. Качество приёма и его стоимость абсолютно оправданы.
  • Пациент
    Я обратилась к Марии Юрьевне по рекомендации. Помощь нужна была моим детям. С первых минут консультации появилось ощущение, что здесь нам обязательно помогут. Все было четко и по делу. Уже первые назначения принесли улучшение состояния детей, чего мы не могли добиться в других клиниках. Мария Юрьевна, [..], [..] - благодарим вас всех за ваш профессионализм и поддержку в сложной жизненной ситуации. Отдельное спасибо за красивый и уютный офис, вкусный кофе, а главное, за атмосферу клиники, где чувствуешь себя согретым теплом неравнодушных сердец.

Преимущества лечения в
Центре психического здоровья SYNAPS

Центр психического здоровья SYNAPS, под руководством доктора Марии Максимовой, предлагает комплексный подход к лечению расстройств аутистического спектра, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых. Наш подход основан на использовании современных методов диагностики и терапии, разработанных с учетом новейших достижений нейробиологии и психиатрической науки.
Почему стоит обратиться в наш Центр:
• Индивидуальный подход: В центре SYNAPS каждому пациенту предоставляется индивидуальный план лечения, учитывающий его уникальные потребности и особенности. Это позволяет достичь наилучших результатов в кратчайшие сроки.
• Высококлассные специалисты: Наши психиатры, психологи и психотерапевты обладают высокой квалификацией и постоянно совершенствуют свои навыки, используя передовые методы диагностики и лечения.
• Комплексное лечение: В Центре SYNAPS врачи применяют комплексное лечение, сочетая лекарственные и психотерапевтические методы с коррекцией возможных нарушений в биологических системах организма. На всех этапах лечения специалисты будут отслеживать динамику биохимических показателей в анализах, по необходимости корректировать проводимое медикаментозное лечение.
• Поддержка и забота: SYNAPS оказывает информационную поддержку пациентам и их семьям на всех этапах лечения. Мы стремимся помочь обрести контроль над симптомами болезни, помогаем пациентам и их семьям адаптироваться к ритму современной жизни, влиться в общество и добиться успехов в жизни.

Если Вы или Ваши близкие столкнулись с симптомами таких сложных состояний, как РАС и СДВГ, не откладывайте запись на прием к врачу-психиатру! Наши специалисты внимательно и бережно помогут вам сделать первые шаги на пути к новой жизни, научиться новым методам контроля над особенностями своей психики.
Мы ждем Вас в наших стенах!
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ