Детский аутизмДетский аутизм, или классический аутизм, он же синдром Каннера, характеризуется следующими признаками:
Затруднения социальной коммуникации:- Отсутствие или значительное ограничение зрительного контакта
- Сложности в установлении и поддержании дружеских отношений
- Неспособность разделять интересы и эмоции с окружающими
Нарушения вербальной и невербальной коммуникации:- Отсроченность или отсутствие речевого развития
- Эхолалия (повторение отдельных слов и фраз за другими)
- Трудности или неправильное использование жестов и мимики
Репетитивное и стереотипное поведение:- «Стереотипные» движения: покачивание, раскручивание на компьютерном кресле
- Ритуалы, повторяющиеся последовательности действий
- Узкие и сверхсильные интересы
Атипичный аутизмАтипичный аутизм отличается от детского аутизма тем, что не все симптомы выражены, некоторые признаки могут появляться позже. Нарушения в сфере общения и стереотипное поведение «похожи» на наблюдаемые при детском аутизме, но могут быть менее яркими, иметь более мягкие формы.
Синдром РеттаСиндром Ретта — генетическое заболевание, почти исключительно встречающееся у девочек. При этом нарушении ребенок теряет ранее приобретённые речевые и моторные навыки, рост замедляется, хотя раннее развитие было нормальным. Наблюдаются стереотипные движения рук, такие как стирание, «мытье», или похлопывание, нарушения координации движений и походки.
Болезнь сопряжена с тяжелой умственной отсталостью и инвалидизацией.
Дезинтегративное расстройство детстваДезинтегративное расстройство детства, или синдром Геллера, характеризуется потерей ребенком ранее приобретённых речевых и коммуникативных навыков после периода нормального развития (обычно в возрасте 2-10 лет). Нарушения социальной коммуникации сходны с таковыми при детском аутизме, также наблюдаются повторяющееся стереотипное.
Синдром АспергераЭта более мягкая форма сопряжена со значительными затруднениями в социализации, у пациентов наблюдаются узкие сверхценные интересы и отмечается стереотипный «рисунок» поведения, интеллект и речевые способности обычно сохраняются на высоком уровне.
Синдром Аспергера проявляется в разнообразных формах, основные симптомы включают:
· Сложности в сфере общения: люди с синдромом Аспергера с трудом понимают невербальные сигналы (жесты, позы, мимику) и часто испытывают сложности в установлении прочных социальных контактов.
· Узкие интересы, стереотипное поведение: у «аспергеров» часто наблюдаются интенсивные интересы в узкой области. Увлечения часто касаются географии, карт, составления маршрутов, энциклопедической информации, исторических фактов, религиозной тематики. Пациенты склонны изучать одну тему на протяжении долгого времени. Повторяющиеся действия или привязанность к рутинным привычкам также являются типичными.
· Речевые особенности: хотя речевые способности обычно сохраняются, речь может быть формальной или педантичной, с акцентом на детали. Некоторые могут испытывать трудности с пониманием юмора или сарказма.
· Сенсорная чувствительность: люди с синдромом Аспергера более чувствительны к определенным сенсорным стимулам, таким как яркий свет, громкие звуки или определенные текстуры.