info@synaps-center.ru
ДОКТОРА
МАРИИ МАКСИМОВОЙ
Лицензия №Л041-01137-77/00658385

Патопсихологическое исследование: определение, цели, направления и методики

Патопсихология — это раздел клинической психологии, изучающий закономерности и особенности нарушений психической деятельности при различных патологических состояниях, таких как психические расстройства, органические поражения головного мозга и соматические заболевания. Она исследует изменения когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы и личностных характеристик, позволяя понять механизмы формирования и динамику психических нарушений.

Блюма Вульфовна Зейгарник

Блюма Вульфовна Зейгарник (1900–1988) — выдающийся советский психолог и основоположница патопсихологии в России. Её работы заложили основы этой дисциплины, которая исследует изменения психической деятельности при различных патологических состояниях.

Зейгарник стала автором многочисленных методик, направленных на диагностику и анализ нарушений психической деятельности, которые активно используются в клинической и экспериментальной психологии.

Её научные достижения включают разработку методов исследования мышления, памяти и внимания у пациентов с психическими расстройствами. Одним из её главных вкладов стало создание системы качественного анализа когнитивных нарушений, что позволило глубже понять механизмы формирования психопатологических состояний.

Зейгарник стояла у истоков формирования патопсихологии как отдельной научной дисциплины, тесно связанной с клинической психологией и психиатрией. Её работы стали базой для подготовки специалистов в области психологии и медицины, а её научное наследие остаётся актуальным и сегодня.

Патопсихологическое исследование — это метод клинической психологии, направленный на изучение нарушений психической деятельности при различных патологических состояниях (психических расстройствах, органических поражениях головного мозга и других заболеваниях). Он помогает выявить качественные и количественные отклонения в когнитивных функциях (мышление, память, внимание), эмоционально-волевой сфере и личностных особенностях пациента.

 Этот метод основан на принципах сравнительного анализа, при котором результаты исследования патологических состояний сопоставляются с показателями нормы.
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи

Задачи патопсихологического исследования

- Диагностика и уточнение психического состояния: выявление нарушений и их выраженности.

- Построение клинической картины: понимание природы, механизмов и динамики расстройства.

- Дифференциальная диагностика: разделение психических нарушений от других состояний (например, неврологических или соматических заболеваний).

- Планирование психокоррекции и реабилитации: подбор методов лечения и мер поддержки.

- Прогнозирование течения болезни: определение вероятных изменений психического состояния пациента.

- Судебно-психологическая экспертиза: оценка дееспособности, вменяемости и других юридически значимых вопросов.

- Оценка эффективности психотерапии: динамическое наблюдение за изменениями в ходе лечения.


Ключевым методом патопсихологии выступает эксперимент, тогда как вспомогательными методами являются наблюдение, беседа, изучение анамнестических данных (истории жизни испытуемого), а также анализ продуктов деятельности и другие подходы.

Направления патопсихологического исследования

Патопсихологическое исследование охватывает несколько ключевых сфер психической деятельности. В каждой из них применяются конкретные методики, позволяющие качественно и количественно оценить нарушения.

Исследование восприятия

Исследование восприятия в патопсихологии направлено на выявление нарушений в процессе отражения внешнего мира. Анализируется, насколько человек правильно и полно воспринимает окружающую действительность, включая искажения восприятия, замедленность или фрагментарность. Такие нарушения часто наблюдаются при органических поражениях мозга и психических расстройствах.

Цель: выявление искажений восприятия формы, пространства, времени и целостности образов.


Применяемые методики:

- Перечеркнутые изображения;
- Фигуры Поппельрейтера;
- Незавершенные изображения;
- Химерные изображения;
- Лицевой гнозис;
- Цветовой гнозис.
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи

Исследование внимания

Исследование внимания помогает оценить его концентрацию, устойчивость, распределение и способность к переключению. Эти характеристики могут быть нарушены при депрессии, тревожных расстройствах, травмах мозга и других состояниях. Выявление нарушений внимания позволяет понять, насколько человек способен эффективно перерабатывать информацию.

Цель: изучение концентрации, устойчивости, объема и переключаемости внимания.


 Применяемые методики:

Корректурная проба (исследование концентрации и устойчивости внимания) - поиск и зачёркивание определённых символов среди множества знаков.

Таблицы Шульте (исследование объема и переключаемости внимания) - поиск чисел в возрастающем или убывающем порядке

Методика «Красно-чёрные таблицы» (исследование переключаемости внимания при работе с разными категориями стимулов).

Исследование памяти

В патопсихологии изучение памяти фокусируется на анализе процессов запоминания, хранения и воспроизведения информации. Исследуются такие аспекты, как объем памяти, её прочность и способность к организации материала. Это важно при диагностике расстройств, связанных с травмами мозга, деменцией или стрессовыми состояниями.

Цель: оценка процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.


Применяемые методики:

Методика запоминания 10 слов (А.Р. Лурия): исследование кратковременной и долговременной памяти. Испытуемому зачитывают 10 несвязанных слов, которые он воспроизводит после каждого из 5 предъявлений. Через 20–30 минут проводится проверка прочности запоминания.
Методика выявляет нарушения памяти при органических поражениях, деменции и стрессовых состояниях.

Запоминание рассказа: пересказ текста с деталями.

Методика «Пиктограммы»: диагностика опосредованной памяти и ассоциативного мышления. Испытуемому предлагают запомнить список слов или понятий, изображая их с помощью рисунков-символов (пиктограмм). Затем, спустя время, он должен воспроизвести слова, глядя на свои рисунки.

Методика позволяет выявить нарушения памяти, абстрактного мышления и семантических процессов, характерные для органических и психических расстройств.
Создатель и главный врач Центра психического здоровья Synaps
Мария Юрьевна Максимова
Больше 25 лет Мария Юрьевна помогает своим пациентам успешно преодолевать симптомы депрессии, тревоги, панических и обсессивно-компульсивных расстройств.

Исследование мышления

Исследование мышления направлено на анализ логики, последовательности и гибкости умственных процессов. Оценивается способность к анализу, синтезу, обобщению и абстракции.

Цель: выявление логических ошибок, нарушений обобщения, символизации и причинно-следственных связей.


Исследование пространственного мышления

Методика «Кубики Коса». 
Методика "Кубики Коса" используется для диагностики пространственного мышления, конструктивных способностей и особенностей зрительно-моторной координации. Она была разработана Самуэлем Косом и нашла широкое применение в патопсихологии, нейропсихологии и педагогической психологии.
Набор включает 16 кубиков, каждая грань которых окрашена в одну из трёх цветов или содержит половину окрашенной поверхности. Задача испытуемого — воссоздать заданный узор из кубиков, изображённый на карточках, за минимальное время и с максимальной точностью.


Она особенно полезна при диагностике органических поражений мозга, нарушений развития, травм черепно-мозговой области и нейродегенеративных заболеваний. Кубики Коса также применяются для оценки динамики реабилитации когнитивных и моторных функций.

Исследование вербального мышления

Методика «Сравнение понятий»

Методика "Сравнение понятий" используется для изучения абстрактного мышления, способности к анализу, синтезу и обобщению. Испытуемому предлагают сравнить два слова, выявляя сходства и различия между ними.


Методика помогает выявить нарушения мышления при шизофрении, органических поражениях мозга и других психических расстройствах.


Методика «Классификация предметов»

Методика применяется для оценки процессов обобщения, логического мышления и способности к систематизации. Испытуемому предлагают распределить предложенные предметы (или их изображения) по группам на основе общих признаков.

Оцениваемые параметры:

- Способ классификации — выделение существенных или несущественных признаков.

- Уровень обобщения — конкретный (по внешним признакам) или абстрактный (по функциональным или родовым характеристикам).

- Ошибки — нелогичность, стереотипность, пропуски.

Методика позволяет выявить нарушения мышления, характерные для органических поражений мозга, шизофрении, интеллектуальных и когнитивных расстройств.


Методика «Исключение предметов»

Методика направлена на изучение логического мышления, способности к обобщению и выделению существенных признаков. Испытуемому предлагают набор из 4–5 предметов или их названий, среди которых необходимо определить один "лишний", объяснив свой выбор.

Оцениваемые параметры:

-Основание выбора — выделение общих и отличительных признаков.

- Уровень обобщения — конкретный (внешние признаки) или абстрактный (функциональные или категориальные признаки).

- Логичность рассуждений — последовательность и аргументированность.

- Ошибки — выбор по случайным или несущественным признакам, стереотипность.

Методика используется для диагностики мышления при органических поражениях мозга, шизофрении и других когнитивных расстройствах. Она позволяет выявить такие нарушения, как ригидность, нелогичность, ограниченность обобщений и смысловые искажения.


Методика понимания пословиц и поговорок

Методика используется для изучения абстрактного мышления, способности к обобщению, интерпретации скрытого смысла и выявления нарушений логико-семантических процессов.
Испытуемому предлагают серию пословиц или поговорок, содержащих скрытый смысл или метафорическое значение.

Задача испытуемого — объяснить, как он понимает каждую из них. Зачитывание может осуществляться устно или с использованием карточек. Пословицы подбираются с учетом уровня интеллекта и культурного контекста испытуемого, от простых (например, "Семь раз отмерь, один раз отрежь") до более сложных и абстрактных (например, "Не рой другому яму — сам в неё попадёшь").

Процедура выполнения:

1. Исследователь зачитывает или показывает пословицу.
2. Испытуемый отвечает устно, объясняя смысл. При необходимости его просят уточнить или раскрыть объяснение.
3. Если испытуемый не понимает пословицу или дает неточный ответ, можно задать наводящие вопросы, например: "Что это может означать в жизни?" или "Как бы вы это объяснили другому человеку?"

Оцениваемые аспекты:

- Способность выделить общий смысл — насколько точно объяснение соответствует скрытому содержанию.

- Логичность рассуждений — последовательность, завершённость и отсутствие противоречий в ответах.

- Уровень мышления — конкретный (буквальное понимание), переходный (частичное улавливание метафоры) или абстрактный (полное понимание метафорического значения).

Ошибки:

- Буквальное восприятие (например, к пословице "Не рой другому яму" испытуемый отвечает: "Это о том, что нельзя копать яму").

- Стереотипность (однотипные ответы, не отражающие смысл пословиц).

- Смысловые искажения (неадекватные объяснения, например: "Это про рытьё ям").

Исследование эмоционально-волевой сферы

Цель: диагностика эмоциональных нарушений, тревожности, депрессии и волевых расстройств.

Применяемые методики:

«Несуществующее животное»
Рисуночная проективная методика, где испытуемому предлагают изобразить вымышленное животное. Анализируются особенности рисунка (форма, детали, расположение), что позволяет выявить эмоциональное состояние, личностные особенности и скрытые переживания.


"Дом-Дерево-Человек"
Испытуемого просят нарисовать дом, дерево и человека. Анализ рисунков помогает диагностировать эмоциональные проблемы, особенности самооценки и межличностных отношений через интерпретацию деталей и общей композиции.


Шкала тревожности Спилбергера-Ханина
Стандартизированный опросник для оценки уровня тревожности как состояния ("реактивная тревожность") и устойчивой черты личности ("личностная тревожность"). Помогает диагностировать тревожные расстройства и оценивать эмоциональный фон.


Шкала депрессии Бека
Опросник для количественной оценки депрессивных состояний. Испытуемому предлагают ответить на вопросы, связанные с симптомами депрессии, что позволяет определить её выраженность и мониторить динамику лечения.


Проективный тест Роршаха
Методика, в которой испытуемому показывают изображения чернильных пятен, а он описывает, что видит. Интерпретация ответов выявляет особенности восприятия, эмоциональной сферы и глубинные личностные конфликты.


Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Испытуемому показывают серию сюжетных изображений, по которым он придумывает рассказы. Анализ содержания историй позволяет изучить мотивы, ценности, скрытые конфликты и особенности межличностных взаимодействий.


Тест Люшера
Цветовой тест Люшера — проективная методика, направленная на исследование эмоционального состояния, личностных особенностей и стрессоустойчивости. Испытуемому предлагают выбрать цвета из предложенной палитры (8 или 48 цветов) в порядке предпочтения. Выбор и последовательность цветов интерпретируются с точки зрения эмоциональной напряженности, адаптации и внутренних конфликтов.


Он помогает:

- Быстро диагностировать эмоциональное состояние.
- Определить причины дискомфорта или напряжения.
- Спланировать подход к коррекционной или психотерапевтической работе.


Тест особенно полезен для диагностики состояний, где важна оценка текущего стресса и эмоциональной адаптации.
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи

Исследование личностных особенностей

Основная цель таких опросников — диагностика индивидуально-психологических особенностей личности, в том числе характера, темперамента и склонности к акцентуациям (ярко выраженным чертам характера). Это позволяет определить:

Личностные особенности — устойчивые черты, влияющие на поведение, общение и реагирование на жизненные ситуации.

Акцентуации характера — предрасположенности к усилению определённых черт характера, которые могут стать основой для адаптивного или дезадаптивного поведения.

Эмоциональную и поведенческую сферу — уровни тревожности, агрессивности, самооценки, самоконтроля.

Межличностные особенности — стиль общения, способность к сотрудничеству, конфликтности или лидерству.


Практическое значение:

- Помогают в профессиональной и личной диагностике.

- Используются для выявления факторов, повышающих уязвимость к стрессу, конфликтам или психосоматическим расстройствам.

- Служат основой для рекомендаций в коррекционной работе, психотерапии и профориентации.

Примеры таких опросников: опросник Леонгарда-Шмишека, MMPI, опросники Айзенка.


Примеры опросников

Личностный опросник MMPI

Цель: выявление особенностей личности и диагностика психоэмоциональных состояний, включая наличие психопатологии.

Многофакторный опросник включает 566 утверждений, на которые испытуемый отвечает "верно" или "неверно". Оценка проводится по 10 клиническим шкалам (например, гипохондрия, депрессия, психопатия) и дополнительным шкалам достоверности. Результаты позволяют получить комплексную картину личности, выявить психологические проблемы и предрасположенности к расстройствам.


Методика Дембо-Рубинштейна

Цель: оценка самооценки, уровня притязаний и их адекватности в разных сферах (здоровье, способности, внешний вид и т.д.).

Испытуемому предлагают оценить себя по нескольким критериям, отмечая на шкале уровень текущего состояния и желаемого результата. Разница между этими уровнями показывает степень удовлетворённости и уровень притязаний. Методика помогает выявить зоны внутреннего конфликта, низкую или завышенную самооценку и направления для коррекции.


16-факторный опросник Кэттелла (16PF)

Цель:Диагностика ключевых личностных черт для анализа особенностей поведения, эмоциональной устойчивости и межличностного взаимодействия.
Методика оценивает 16 базовых факторов личности, таких как самоконтроль, общительность, доминантность, тревожность и др. Результаты позволяют получить комплексную характеристику личности, выявить сильные стороны и зоны для развития. Опросник широко используется в профориентации, психотерапии и подборе кадров, а также в исследованиях, связанных с межличностными отношениями и адаптацией. Это идеальный инструмент для тех, кто хочет лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны.


Опросник Леонгарда-Шмишека

Цель: выявление акцентуаций характера для анализа индивидуально-психологических особенностей личности и их влияния на поведение.
Этот тест выявляет акцентуации характера — те черты, которые выделяют вас среди других. Методика оценивает склонности к эмоциональным реакциям, конфликты и особенности взаимодействия. Широко применяется в психодиагностике, консультировании и психотерапии для анализа характера и прогнозирования поведения в сложных ситуациях


Опросник Айзенка (EPI, EPQ)

Цель: оценка индивидуальных различий в темпераменте и выявление предрасположенностей к определённым стилям поведения и реакциям на стресс.
Методика исследует три основные шкалы: экстраверсия-интроверсия, нейротизм и психотизм. Она позволяет определить уровень эмоциональной стабильности, склонность к социальной активности и особенности реагирования на стрессовые ситуации. Опросник применяется в психодиагностике, профессиональном консультировании и подборе персонала, а также в исследованиях темпераментных особенностей.
Это полезный инструмент для самопознания, улучшения коммуникаций и повышения стрессоустойчивости. Применяется в психологии, профориентации и командообразовании.

Применение патопсихологического обследования для детей

Патопсихологическое обследование детей представляет собой специализированную процедуру, направленную на изучение особенностей психической деятельности ребенка. Это комплексный метод, включающий различные диагностические подходы, такие как беседа, наблюдение и психологическое тестирование. Его цель — выявление отклонений в развитии когнитивных, эмоциональных и поведенческих сфер, что имеет критическое значение для ранней диагностики и последующей коррекции различных нарушений.

Для чего необходимо патопсихологическое обследование?

  1. Ранняя диагностика психических и неврологических расстройств
Патопсихологическое обследование позволяет выявить признаки расстройств аутистического спектра (РАС), синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержки психического и речевого развития. Ранняя диагностика дает возможность своевременно начать коррекционную работу, минимизируя негативное влияние расстройства на качество жизни ребенка.

  1. Оценка готовности к обучению
Обследование помогает определить уровень развития памяти, внимания, мышления и других когнитивных процессов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Это особенно актуально перед поступлением в школу.


  1. Выявление эмоциональных и поведенческих проблем
Методика способствует обнаружению тревожности, депрессии, агрессивного поведения, что может быть связано как с особенностями психики ребенка, так и с воздействием внешних факторов, таких как стресс или неблагоприятная семейная ситуация.


Патопсихологическое обследование обеспечивает:

1. Индивидуальный подход к развитию ребенка

Результаты обследования дают возможность разработать индивидуальный план психологической поддержки и коррекции, который учитывает сильные и слабые стороны ребенка.


2. Предотвращение социальных и учебных проблем

Раннее выявление трудностей в эмоциональной или когнитивной сферах позволяет предупредить проблемы адаптации в школе, предотвращая академическую неуспеваемость и социальную изоляцию.


3. Интеграция в систему комплексной помощи

На основе результатов патопсихологического обследования специалисты (психологи, логопеды, неврологи, педагоги) могут работать совместно, создавая условия для гармоничного развития ребенка.

Патопсихологическое обследование также может использоваться в профориентации детей для оценки их когнитивных, эмоциональных и личностных особенностей. Этот метод особенно важен для детей с нарушениями в развитии, обучения или поведении, так как позволяет выявить их сильные стороны, ограниченные ресурсы и скрытые потенциалы. Результаты обследования помогают адаптировать рекомендации по выбору профессии, чтобы обеспечить максимальную реализацию способностей ребенка и минимизировать риски профессиональных затруднений.

Пример практической значимости

Ребенок младшего школьного возраста начал испытывать трудности в учебе: он не может долго сосредотачиваться на заданиях, часто отвлекается, путает буквы и цифры. Родители замечают, что ребенок стал раздражительным и уходит от разговоров о школе. Патопсихологическое обследование выявляет низкий уровень развития произвольного внимания и слабые навыки саморегуляции, а также повышенную тревожность из-за страха неудачи.

На основе результатов обследования:
1. Ребенок получает рекомендации для занятий с психологом, направленных на развитие внимания и самоконтроля.
2. Учитель информируется о необходимости поощрения ребенка за маленькие успехи и разбивки заданий на более короткие этапы.
3. Родители получают советы о том, как поддерживать ребенка эмоционально, создавая безопасную обстановку для выполнения домашних заданий.

Через несколько месяцев интегрированного подхода ребенок стал увереннее справляться с заданиями, улучшил показатели успеваемости и стал меньше тревожиться в школе.


Таким образом, патопсихологическое обследование играет ключевую роль в ранней диагностике и профилактике нарушений развития. Оно помогает своевременно выявить потенциальные проблемы, улучшить качество жизни ребенка и его семьи, а также создать условия для успешной социальной адаптации.
Отзывы
  • Ольга
    Я искренне рекомендую врача Марию Юрьевну Максимову. Наблюдалась у нее 3,5 года. До этого страдала от депрессии, считала, что жизнь закончилась. Хорошо, что вовремя попала к Марии Юрьевне! В результате лечения настроение нормализовалось, теперь я хочу жить и радоваться этой жизни. Мой совет: когда появляются эмоциональные проблемы, не затягивайте, обращайтесь за помощью. Желаю моему доктору новых профессиональных успехов!
  • Андрей
    Я попал к Марии Юрьевны четыре года, когда уже был на грани отчаяния, потому что психотерапия не помогала. Мария Юрьевна помогла мне наладить сон, избавиться от тревожности и подавленного состояния, победить депрессию. Я начал высыпаться, постепенно вернулся к привычной жизни. Мы с женой доверяем этому доктору. У сына есть небольшие врожденные отклонения. В какой-то момент мы заметили у его признаки депрессии, социофобии и даже нежелания жить. Конечно, сразу обратились за помощью к Марии Юрьевне. И назначенное лечение оказалось очень эффективным. Месяца через четыре мальчик стал нормально общаться с нами и окружающими, по собственной инициативе начал помогать в домашних делах. Мы не можем нарадоваться тому, что у нему вернулось желание жить! Сейчас мы как семья чувствуем себя более счастливыми, хорошо ладим, общаемся. Теперь приезжаем в клинику Марии Юрьевны только для поддерживающих семейных консультаций. Очень признательны этому врачу за неоценимый вклад в наше семейное счастье!
  • Ирина
    Я много лет пыталась избавиться от депрессии, принимала несколько разных лекарств – жила от улучшения состояния к ухудшению. Этим летом мне стало хуже: постоянная слабость, проблемы с сердцем, скачки давления, тошнота – я не могла есть. По отзывам нашла Марию Юрьевну, решила попробовать обратиться к ней. Сразу внушают доверие неподдельное внимание врача, ее уверенность, комплексный подход к диагностике – Мария Юрьевна разбирается во многих областях медицины. Она назначила анализы, скорректировала курс лечения. Я тяжело привыкала к новым препаратам, и все это время доктор поддерживала меня. Самочувствие наладилось. Могу порекомендовать Марию Юрьевну как грамотного и опытного доктора.

Познайте себя с центром SYNAPS!

Патопсихологическое обследование — это не только инструмент диагностики, но и ценный ресурс для тех, кто стремится глубже понять себя. Даже если вы не испытываете явных проблем, такое исследование поможет вам раскрыть свои внутренние особенности, узнать, что делает вас сильнее, и как эффективнее справляться с жизненными вызовами.

Обследование поможет:

- Исследовать свои сильные и слабые стороны и научиться эффективно применять их.
- Выявить скрытые ресурсы и внутренние барьеры.
- Улучшить понимание своих эмоций и реакций.
- Повысить самооценку и скорректировать цели.
- Узнать больше о своих особенностях характера.

В центре психологии Synaps мы предлагаем профессиональное патопсихологическое обследование, которое не только даёт глубокую оценку вашей личности, но и открывает новые пути для вашего личностного роста. Это первый шаг к гармонии с самим собой и окружающим миром.

Пройдите обследование в Synaps и раскройте свой потенциал уже сегодня! 
Записаться на прием вы можете по номеру телефона

+7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ