info@synaps-center.ru
ДОКТОРА
МАРИИ МАКСИМОВОЙ
Лицензия №Л041-01137-77/00658385

Психоаналитическая психотерапия


Психоанализ – это метод исследования бессознательного, который Зигмунд Фрейд представил в 1896 году.
Психоаналитическая психотерапия — это направление психотерапии, основанное на идеях психоанализа Зигмунда Фрейда, которое фокусируется на выявлении и проработке бессознательных процессов, формирующих мысли, поведение и эмоциональное состояние человека. Этот метод исследует скрытые конфликты, внутренние противоречия и неосознанные мотивы, лежащие в основе психологических проблем, с целью их осознания и интеграции в сознательную жизнь.
Психоанализ является фундаментом для всех современных психоаналитических направлений. Основная задача психоаналитических терапевтов помочь пациенту осознать и разрешить внутренний конфликт.
Психоаналитический подход включает различные виды терапий, которые базируются на идеях психоанализа Зигмунда Фрейда, но со временем были развиты и модифицированы.
Согласно данным ВОЗ, около 5% взрослых во всем мире страдают депрессией, что делает ее одной из ведущих причин нетрудоспособности

Основные виды терапий, входящих в психоаналитический подход:

- Классический психоанализ Фрейда (1890-ые)
- Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1907-1920)
- Аналитическая психология Карла Густава Юнга (1912-1920-е)
- Эго-психология (Анна Фрейд и Эрик Эриксон; 1920-ые – 1930-ые)
- Теория объектных отношений (Мелани Кляйн и Дональд Винникот; 1920-ые – 1940-ые)
- Теория привязанности Джона Боулби (1950–1970-ые)
- Интерперсональный подход (Карен Хорни 1930–1950-ые)
- Теория расстройств личности Отто Кернберга (1960-1980-ые)
- Психоаналитическая диагностика Мак Вильямс (2000-ые)

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Классический психоанализ — это теоретическая и терапевтическая система, разработанная Зигмундом Фрейдом в конце XIX — начале XX века. Этот подход стал основой для многих последующих направлений в психотерапии и психологии. Классический психоанализ изучает бессознательные процессы, их влияние на поведение и эмоции, а также предлагает методы для их осознания и проработки.
Биографические сведения
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в еврейской семье в городе Фрайберге. В возрасте четырёх лет его семья переехала в Вену, где он провёл большую часть жизни. Фрейд получил медицинское образование в Венском университете, специализируясь на неврологии. Начав карьеру как исследователь нервной системы, он вскоре переключился на психотерапию, заинтересовавшись проблемами истерии и гипнозом. Влияние на его взгляды оказали работы Жана Шарко, изучавшего истерию, и философия Шопенгауэра и Ницше, подчёркивавшая роль бессознательных мотивов.
Основы психоанализа появились в результате работы Фрейда с пациентами, страдающими истерией, совместно с Йозефом Брейером. Они обнаружили, что симптомы истерии связаны с подавленными травматическими воспоминаниями, которые можно было проработать, если пациент выражал их через гипноз или в процессе катарсиса. Эти наблюдения легли в основу публикации книги «Исследования истерии» (1895). Вскоре Фрейд отказался от гипноза, заменив его методом свободных ассоциаций, что позволило пациентам делиться своими мыслями без влияния терапевта. Ключевой работой Фрейда, утвердившей психоанализ как научное направление, стало «Толкование сновидений» (1900), где он предложил теорию бессознательного и механизм работы сновидений.
Фрейд активно развивал теорию психоанализа, публиковал работы и собирал вокруг себя единомышленников, таких как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер и другие. Однако многие из них в дальнейшем отходили от его взглядов, развивая собственные направления. Его наследие стало основой для развития психоанализа и оказало влияние на многие направления психотерапии, философии и культуры.

  1. Основные идеи классического психоанализа
Бессознательное – это центральное понятие, введённое Зигмундом Фрейдом, обозначающее ту часть психики, которая находится за пределами осознания и управляет поведением, мыслями и эмоциями человека, оставаясь при этом скрытой от сознания.
Бессознательное содержит подавленные воспоминания, желания, страхи и конфликты, которые, оставаясь неосознанными, влияют на поведение и эмоциональное состояние человека.
  1. Психическая структура личности
Фрейд предложил трёхкомпонентную модель психики:
Ид (Оно) — Примитивная часть психики, основанная на инстинктах и принципе удовольствия. Ид стремится к немедленному удовлетворению желаний и не подчиняется законам морали или логики.
Эго (Я) — Рациональная часть личности, которая действует на основе принципа реальности. Эго управляет взаимодействием между Ид, Суперэго и внешним миром, стремясь балансировать их противоречия.
Суперэго (Сверх-Я) — Моральная часть психики, формируемая под влиянием воспитания и социальных норм. Суперэго представляет собой совесть и идеалы, которые налагают ограничения на желания Ид.

  1. Механизмы психологической защиты
Механизмы психологической защиты — это бессознательные процессы, с помощью которых психика человека защищает себя от тревоги, вызванной внутренними конфликтами, подавленными желаниями и внешними стрессорами. Эти механизмы помогают сохранить эмоциональное равновесие, но в избыточной или неподходящей форме могут приводить к дезадаптации.
Зигмунд Фрейд впервые описал понятие защиты, а Анна Фрейд систематизировала и расширила его, выделив ключевые механизмы.
Эго использует различные защитные механизмы, чтобы справляться с тревогой и внутренними конфликтами, такие как:
Основные механизмы защиты
Вытеснение - процесс удаления неприятных мыслей, чувств или воспоминаний из сознания в бессознательное. Например, человек забывает о травмирующем событии, но оно продолжает влиять на его поведение.
Отрицание - отказ признавать неприятные факты реальности, чтобы избежать осознания болезненной истины. Например, человек, столкнувшийся с тяжёлой болезнью, может игнорировать диагноз и не обращаться за лечением.
Проекция - приписывание собственных нежелательных черт, желаний, чувств или стремлений другим людям. Например, человек, испытывающий зависть, может обвинять других в завистливости.
Рационализация – объяснение своих поступков логическими, приемлемыми причинами, скрывая истинные мотивы. Например, неудачу на экзамене человек объясняет «неправильными вопросами», а не недостаточной подготовкой.
Сублимация - преобразование нежелательных импульсов в социально приемлемую деятельность. Например, агрессивные импульсы выражаются через спорт или творчество.
Реактивное образование - замещение неприемлемого импульса противоположным. Например, человек, испытывающий ненависть к кому-то, демонстрирует чрезмерную заботу об этом человеке.
Регрессия - возвращение к более ранним, детским моделям поведения в стрессовой ситуации. Например: взрослый человек может начать плакать или капризничать, сталкиваясь с трудностями.
Интроекция — механизм психологической защиты, при котором индивид перенимает или «впитывает» в себя черты, установки, ценности или поведение других людей, воспринимая их как собственные. Например, ребёнок, вырастающий в семье, где акцент сделан на успехе и трудолюбии, может бессознательно перенять установку родителей: «Если ты не успешен, ты ничего не стоишь». Эта установка становится частью его личности, и он начинает стремиться к достижениям, даже не осознавая, что это может быть не его собственное желание, а отражение родительских ожиданий.
Механизмы защиты играют важную роль в поддержании психической стабильности, но при чрезмерном или неадекватном использовании они могут мешать адаптации, способствуя возникновению психологических проблем. Осознание и проработка защитных механизмов является важной частью психоаналитической терапии, помогая человеку лучше понять свои эмоции, конфликты и реакции.

  1. Психосексуальное развитие
Фрейд считал, что личность формируется через прохождение нескольких стадий психосексуального развития:
-оральная
-анальная
-фаллическая
-латентная
-генитальная
Конфликты на этих стадиях могут оказывать влияние на взрослую жизнь, формируя различные черты характера и психологические проблемы.

  1. Сны и оговорки
Зигмунд Фрейд считал, что сны и оговорки являются важнейшими инструментами для понимания бессознательных процессов. Он называл сны "королевской дорогой в бессознательное", поскольку они предоставляют уникальную возможность исследовать подавленные желания, страхи и конфликты, которые не могут быть осознаны напрямую. Оговорки или ошибки речи, действия и забывания также указывают на скрытые мотивы, временно прорывающиеся сквозь цензуру сознания.

Цели классического психоанализа
Классический психоанализ направлен на глубокую проработку бессознательных конфликтов и травм, которые могут вызывать психические и эмоциональные проблемы. Его главные задачи:
- Осознание подавленных чувств и переживаний.
- Снятие внутренней напряжённости и тревоги.
- Улучшение самопонимания и эмоциональной устойчивости.
- Изменение деструктивных паттернов поведения.

Методы классического психоанализа
Метод свободных ассоциаций — это ключевой инструмент психоанализа, суть которого заключается в том, что пациент говорит всё, что приходит в голову, не пытаясь фильтровать или анализировать свои мысли. Такой подход позволяет обойти сознательную цензуру и обнаружить бессознательные конфликты, подавленные желания и страхи, которые влияют на поведение и эмоции. Терапевт слушает ассоциации, выявляет скрытые темы и интерпретирует их, помогая пациенту осознать глубинные причины его проблем и добиться эмоционального освобождения и личностного роста.
Анализ сновидений. Сны интерпретируются как символы подавленных желаний и страхов. Терапевт помогает пациенту понять скрытые смыслы сновидений.
Перенос описывает процесс, при котором пациент бессознательно переносит на терапевта чувства, эмоции, ожидания и поведенческие модели, сформированные в отношениях с важными фигурами из прошлого (чаще всего, родителями или другими значимыми людьми). Этот процесс позволяет пациенту "повторить" на терапевтических сессиях свои старые эмоциональные переживания, что становится важным инструментом для осознания и переработки этих отношений.
Контрперенос — это бессознательная реакция терапевта на перенос пациента, когда эмоции, ожидания или конфликты клиента вызывают в терапевте собственные чувства, связанные с его личным опытом или внутренними конфликтами. Этот процесс естественен и неизбежен, так как терапевт также является человеком со своими эмоциями и историей.

Как проходит сессия в классическом психоанализе
Сессия в классическом психоанализе представляет собой структурированный процесс, направленный на исследование бессознательных аспектов психики. Пациент располагается на кушетке, лежа, чтобы минимизировать визуальный контакт с терапевтом, который сидит вне поля зрения и сохраняет нейтральность. Основной метод работы — свободные ассоциации: пациент делится любыми мыслями, которые приходят в голову. Терапевт слушает, фиксируя повторяющиеся темы и эмоциональные акценты, анализирует перенос, а также изучаются сопротивления пациента (избегание определённых тем, забывание) и сновидения, которые помогают интерпретировать бессознательные конфликты через их символическое содержание.
Сессия длится около часа и проходит регулярно. Постепенно пациент осознаёт вытесненные чувства и внутренние конфликты, что приводит к снижению напряжения, формированию здоровых моделей поведения и улучшению самопонимания. Анализ может занимать длительное время — от нескольких месяцев до нескольких лет, поскольку работа с бессознательным требует глубины и постепенности.

Вклад классического психоанализа
Классический психоанализ оказал огромное влияние на развитие психотерапии и понимание психики человека. Хотя многие аспекты идей Фрейда подвергались критике, его вклад в изучение бессознательного, детских переживаний и механизмов защиты остаётся фундаментальным для современной психологии и психотерапии.
Классический психоанализ продолжает использоваться как метод глубокого исследования внутреннего мира человека и лечения психических расстройств, демонстрируя свою актуальность спустя более века после его создания.
Гиппократ, древнегреческий врач, называл депрессию "меланхолией" и полагал, что она вызвана избытком черной желчи в организме. Это одно из первых задокументированных описаний депрессии в истории.

Альфред Адлер и развитие психоаналитического подхода

Альфред Адлер, один из главных учеников Зигмунда Фрейда, внёс значительный вклад в развитие психоаналитического подхода, хотя со временем он отошёл от классического психоанализа и создал собственное направление — индивидуальную психологию. Работая в рамках психоанализа, Адлер стремился углубить понимание личности, обращая особое внимание на социальные и межличностные аспекты поведения, что стало его главным отличием от идей Фрейда.

Отношения с Фрейдом и отход от классического психоанализа
Адлер присоединился к Венскому психоаналитическому обществу в 1902 году и был одним из первых учеников Фрейда. Однако их взгляды на природу человеческой психики начали расходиться. Фрейд делал акцент на бессознательных инстинктах, сексуальных и агрессивных импульсах, в то время как Адлер считал, что человеческое поведение в большей степени определяется социальными факторами, стремлением к самосовершенствованию и компенсацией чувства неполноценности.

В 1911 году Адлер окончательно разошёлся с Фрейдом, отказавшись от концепции психосексуального развития и идей о доминирующей роли бессознательного. Он основал собственное направление — индивидуальную психологию, которая фокусировалась на единстве личности, её социальных связях и стремлении к достижению целей.

Суть метода Альфреда Адлера
Индивидуальная психология Адлера рассматривает человека как целостную личность, чьё поведение определяется не только бессознательными процессами, но и сознательными стремлениями и социальным контекстом.
Основные идеи метода:
1. Чувство неполноценности и компенсация: Адлер утверждал, что чувство неполноценности является естественным состоянием, возникающим у человека с детства. Люди стремятся преодолеть это чувство через компенсацию — достижение успеха, признания или власти. Например, ребёнок, считающий себя слабым, может компенсировать это стремлением стать лидером.
2. Стремление к превосходству: Главная движущая сила личности, по Адлеру, — это желание самосовершенствоваться и преодолевать ограничения и чувство неполноценности. Это стремление мотивирует человека к достижению личных и социальных целей.
3. Социальные связи и чувство общности: Адлер подчёркивал, что человек — социальное существо, и его поведение определяется желанием быть частью общества, принадлежать группе и вносить вклад в общее благо. Он считал, что отсутствие чувства общности приводит к эгоцентризму и психологическим проблемам.
4. Единая цель жизни: Вся жизнь человека направлена на достижение единой цели, которую он формирует сознательно или бессознательно. Эта цель может быть адаптивной (стремление к успеху, гармонии) или неадаптивной (например, избегание неудач).

Цель индивидуальной психологии — помочь человеку осознать свои бессознательные цели и стратегии компенсации, научиться принимать себя и свои ограничения, развивать чувство общности и формировать адаптивные жизненные цели.
Основные задачи терапии:
- Осознание паттернов поведения, связанных с чувством неполноценности.
- Развитие уверенности в своих силах через переосмысление целей.
- Улучшение социальных навыков и отношений.

Вклад Адлера в психологию
1. Социальный контекст личности: Адлер подчеркнул важность социальных факторов в формировании личности, что стало важным дополнением к индивидуально-ориентированному подходу Фрейда. Его идеи предвосхитили развитие гуманистической и когнитивной психотерапии.
2. Образовательные программы: Адлер был одним из первых, кто начал применять свои идеи в образовании, обучая родителей и учителей учитывать уникальность каждого ребёнка и его социальные потребности.
3. Групповая терапия: Он считается основоположником групповой терапии, уделяя внимание социальной динамике внутри группы.

Альфред Адлер внёс в психоаналитический подход акцент на социальные аспекты личности, её стремление к превосходству и уникальные жизненные цели. Его идеи о чувстве неполноценности, компенсации и социальной общности изменили представление о психотерапии, добавив в неё гуманистический и социальный контексты. Адлер стал одним из первых, кто представил личность как активного участника своей жизни, способного осознанно изменять её направление.

Эго-психология

Эго-психология — направление в психоанализе, которое акцентирует внимание на роли Эго как активной и самостоятельной структуры психики. Это направление развивалось в XX веке на основе идей Зигмунда Фрейда, но с расширением и уточнением его теорий. Основоположниками эго-психологии стали Анна Фрейд и Эрик Эриксон, которые обогатили классический психоанализ, добавив акцент на адаптивные функции Эго и его способность справляться с требованиями реальности.
Эго-психология зародилась как ответ на ограничения классического психоанализа, где внимание уделялось главным образом бессознательным импульсам и конфликтам между Ид, Эго и Суперэго. Анна Фрейд и её последователи начали изучать более конструктивные и адаптивные аспекты Эго. Они акцентировали внимание на том, как Эго помогает человеку адаптироваться к внешнему миру, управлять тревогой и решать повседневные задачи. Эго-психология сохранила основные принципы психоанализа, такие как значимость бессознательного и важность детских переживаний, но добавила исследование сознательных и рациональных функций психики.

Идеи Анны Фрейд
Роль Эго в детском развитии
Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, считается одним из основателей детского психоанализа. Её работа стала значимым вкладом в развитие психоаналитической терапии, так как она адаптировала методы классического психоанализа для работы с детьми. Анна Фрейд обратила внимание на особенности развития Эго ребёнка, его взаимодействие с окружающим миром и использование механизмов защиты в ответ на психологические конфликты.

Основные идеи и методы детского психоанализа
Анна Фрейд обратила внимание на особенности развития детского Эго, его взаимодействие с окружающим миром и использование механизмов защиты для реагирования на внутренние конфликты. В отличие от взрослых, дети не могут полноценно выражать свои мысли и чувства через свободные ассоциации. Их внутренние переживания чаще проявляются в игровой деятельности, поведении или эмоциональных реакциях. Анна Фрейд разработала методы анализа этих проявлений, чтобы лучше понимать внутренний мир ребёнка.
Она изучала, как детское Эго справляется с тревогой, используя защитные механизмы, такие как вытеснение, регрессия или проекция, и как семейный контекст влияет на формирование личности. В процессе терапии игра стала ключевым инструментом выражения ребёнка. Через игру ребёнок мог символически передавать свои конфликты, страхи и желания.

Методы детского психоанализа
Игра как форма выражения: Игра позволяет ребёнку выразить свои внутренние конфликты, страхи и желания символическим способом. Например, если ребёнок строит из кубиков высокую башню, а затем разрушает её, это может символизировать его амбивалентные чувства по отношению к родителям.
Наблюдение за поведением:
Терапевт анализирует поведение ребёнка, включая эмоциональные реакции, взаимодействие с окружающими, выбор тем в игре или рисунках. Эти аспекты дают представление о внутреннем мире ребёнка.
Работа с сопротивлением:
Ребёнок, так же как и взрослый, может демонстрировать сопротивление в процессе терапии. Анна Фрейд считала, что важно не ломать это сопротивление, а использовать его как ключ к пониманию внутреннего мира ребёнка.
Взаимодействие с родителями:
Родители активно вовлекаются в процесс терапии, так как их отношение к ребёнку, стиль воспитания и семейная динамика часто играют решающую роль в формировании детских проблем. Анна Фрейд считала, что работа с родителями является неотъемлемой частью детского психоанализа.
Детский психоанализ Анны Фрейд стал важной вехой в развитии психотерапии, так как предложил адаптированный подход к работе с детьми. Её методы, основанные на наблюдении за игрой, анализе поведения и взаимодействии с семьёй, помогают понять внутренний мир ребёнка и способствуют его эмоциональному развитию. Этот подход до сих пор широко используется в детской психотерапии и позволяет эффективно работать с детскими страхами, тревогами и семейными конфликтами.
Помимо развития детского психоанализа Анна Фрейд систематизировала и детализировала механизмы защиты, такие как вытеснение, проекция, сублимация и рационализация. Она показала, как эти механизмы позволяют человеку справляться с внутренними конфликтами, вызванными столкновением инстинктивных импульсов и внешних требований.

Идеи Эрика Эриксона
Эрик Эриксон расширил эго-психологию, сосредоточившись на социальной и культурной составляющих психического развития. Он считал, что развитие Эго продолжается на протяжении всей жизни, а не заканчивается в детстве, как предполагал Зигмунд Фрейд.
Теория психосоциального развития.
Сам термин «психосексуальное развитие» относится к концепции Зигмунда Фрейда, который описал пять стадий (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная), основанных на сексуальных импульсах.
Однако Эриксон расширил идеи Фрейда и разработал собственную теорию психосоциального развития, включающую восемь стадий жизненного цикла, где каждая стадия связана с кризисом, разрешение которого способствует развитию личности. Например, в младенчестве основной кризис — доверие против недоверия, в подростковом возрасте — формирование идентичности против ролевой путаницы.
Он заменил акцент на сексуальные импульсы акцентом на социальные и культурные факторы, влияющие на формирование личности.

Роль Эго в психосоциальной адаптации
Эриксон считал, что Эго активно справляется с социальными вызовами, помогая человеку интегрироваться в общество и находить своё место в нём. Он подчёркивал, что успешное разрешение кризисов на разных этапах жизни укрепляет Эго и способствует личностному росту.

Основные принципы эго-психологии
Активная роль Эго: Эго рассматривается как самостоятельная структура, способная адаптироваться к внешним условиям и интегрировать внутренние конфликты.
Баланс между внутренним и внешним: Эго помогает человеку находить равновесие между требованиями Ид, Суперэго и реальности.
Развитие на протяжении жизни: Личностное развитие продолжается на всех этапах жизни через разрешение психосоциальных кризисов.
Адаптивность: Эго активно участвует в процессе адаптации, помогая человеку справляться с требованиями среды и стрессовыми ситуациями.

Цели эго-психологии
Осознание механизмов защиты: Помочь пациенту понять, как его Эго справляется с конфликтами и тревогой через использование защитных механизмов.
Укрепление Эго: Развивать способность Эго к адаптации, саморегуляции и принятию конструктивных решений.
Гармоничное развитие личности: Содействовать успешному прохождению психосоциальных кризисов, способствуя интеграции личности.

Эго-психология Анны Фрейд и Эрика Эриксона стала важным этапом в развитии психоаналитической терапии. Анна Фрейд систематизировала механизмы защиты и изучала развитие Эго в детстве, а Эрик Эриксон расширил эти идеи, включив концепцию психосоциального развития на протяжении всей жизни. Эго-психология подчеркнула адаптивную, активную и творческую роль Эго, сделав акцент на его способности справляться с внутренними конфликтами и внешними вызовами. Этот подход оказал глубокое влияние на психотерапию, педагогическую и социальную психологию, укрепив представление о личности как динамично развивающейся и способной к изменениям.

Теория объектных отношений Мелани Кляйн

Мелани Кляйн (1882–1960) была одной из основательниц теории объектных отношений — направления в психоанализе, сосредоточенного на исследовании раннего взаимодействия ребёнка с окружающими людьми (объектами) и его влияния на формирование психики. Её идеи стали основой для понимания внутреннего мира человека, в котором отношения с первичными объектами, особенно с матерью, играют ключевую роль в развитии личности и способности к построению межличностных связей.
Кляйн работала в контексте психоаналитической традиции, но сместила акцент с сексуальных импульсов и конфликта между Эго, Ид и Суперэго на ранний эмоциональный опыт ребёнка и его отношения с первыми объектами. Она утверждала, что внутренний мир ребёнка формируется с первых дней жизни через бессознательные фантазии и взаимодействие с объектами (людьми или их символами).
Кляйн начала развивать свою теорию, анализируя детей через игру. Она заметила, что даже младенцы испытывают сложные эмоции, такие как любовь, зависть, ненависть и тревога. Эти переживания она связала с внутренними "хорошими" и "плохими" объектами, которые определяют структуру психики.
Суть теории объектных отношений
1. Объекты и фантазии
Объекты в теории Кляйн — это не только реальные люди, но и их внутренние образы, формирующиеся в психике ребёнка. Ребёнок взаимодействует с объектами через бессознательные фантазии, которые отражают его базовые потребности и эмоции.
- Положительные фантазии связаны с удовлетворением (например, образ кормящей матери).
- Негативные фантазии возникают из-за фрустрации (например, образ недоступной груди).

2. Хорошая и плохая грудь
Кляйн описала отношения младенца с матерью через концепцию "хорошей" и "плохой" груди, которые становятся первыми объектами:
- Хорошая грудь ассоциируется с удовлетворением, любовью и безопасностью, когда ребёнок получает пищу и комфорт.
- Плохая грудь символизирует разочарование, ненависть и тревогу, когда потребности ребёнка не удовлетворяются (например, он голоден, но грудь недоступна).
На ранних стадиях развития ребёнок не воспринимает грудь как часть единой личности матери. Её хорошие и плохие аспекты разделяются, что позволяет младенцу справляться с конфликтами. Этот процесс разделения, называемый расщеплением, является механизмом защиты психики. Со временем ребёнок начинает интегрировать хорошие и плохие качества объекта, понимая, что один и тот же объект может быть одновременно и источником радости, и разочарования.

Кляйн выделила два ключевых этапа развития психики младенца:
1. Параноидно-шизоидная позиция (0–4 месяца): На этой стадии младенец делит мир на "хорошее" и "плохое", избегая интеграции этих аспектов. Хорошие объекты воспринимаются как безопасные, плохие — как угрожающие. Например, "плохая грудь" может восприниматься как объект, который причиняет вред.
2. Депрессивная позиция (5–6 месяцев): На этой стадии младенец начинает осознавать, что "хорошие" и "плохие" аспекты принадлежат одному объекту — матери. Это вызывает амбивалентные чувства: любовь к матери смешивается со страхом причинить ей вред своими агрессивными фантазиями. Успешное прохождение этой позиции формирует способность к эмпатии, состраданию и зрелым отношениям.

Значение теории
Теория объектных отношений Мелани Кляйн произвела революцию в психоанализе, изменив подход к пониманию внутреннего мира человека. Её ключевые достижения включают:
- Описание раннего эмоционального развития ребёнка через взаимодействие с объектами.
- Выделение значимости бессознательных фантазий в формировании личности.
- Разработка методов анализа через игру, которые используются в детской психотерапии.
Эти идеи оказали огромное влияние на дальнейшее развитие психоанализа и психотерапии, став основой для работы с детьми, изучения семейных отношений и исследования внутренних конфликтов взрослых. Теория Кляйн остаётся актуальной и используется для понимания как нормального, так и патологического развития психики.

Теория интерперсональных отношений Карен Хорни

Карен Хорни, одна из ведущих фигур неофрейдизма, внесла значительный вклад в развитие психоанализа, переосмыслив классическую теорию Зигмунда Фрейда. Она уделяла особое внимание влиянию социальных и культурных факторов на развитие личности, считая, что многие внутренние конфликты человека связаны не только с бессознательными импульсами, но и с его стремлением адаптироваться к окружающему миру. В своей теории Хорни акцентировала внимание на базальной тревоге — ощущении одиночества и беспомощности, возникающем у ребёнка в результате неблагоприятного воспитания или недостаточной заботы.

Три направления движения личности
Хорни предложила концепцию трёх направлений движения личности в межличностных отношениях, которые развиваются как способы компенсации базальной тревоги:
1. Движение «к людям»: Человек стремится завоевать любовь, признание и защиту со стороны других. Основной стратегией является подчинение, угождение и зависимость. Такой подход формируется у тех, кто ощущает, что их безопасность зависит от доброго отношения окружающих.
2. Движение «от людей»: Личность избегает близких отношений и эмоциональной вовлечённости, чтобы избежать возможной боли или отказа. Человек стремится к независимости и автономии, закрывается от окружающих. Это способ избежать чувства уязвимости.
3. Движение "против людей" (агрессивное поведение): Человек стремится к доминированию, контролю и власти над другими. Использует агрессию или манипуляцию, чтобы добиться своих целей и защитить себя. Такой стиль поведения формируется у тех, кто воспринимает мир как враждебный и угрожающий.

Психоаналитический контекст
Хорни переосмыслила фрейдовский акцент на сексуальных импульсах, заменив его на концепцию стремления личности справляться с тревогой и конфликтами через социальные стратегии. Она считала, что три направления поведения являются не только защитными механизмами, но и основой для формирования неврозов, если один из них доминирует и исключает другие.
Цель психоаналитической работы, по Хорни, заключается в том, чтобы помочь человеку осознать эти шаблоны поведения, интегрировать их и научиться более гибко взаимодействовать с миром, сохраняя баланс между потребностью в любви, автономии и самореализации. Её теория внесла важный вклад в понимание роли социальных факторов в психическом здоровье и остаётся актуальной в современной психотерапии.

Современный психодинамический подход

Психоаналитический подход Отто Кернберга
Отто Кернберг — известный психоаналитик и исследователь, внёсший значительный вклад в развитие современной психоаналитической теории. Его работы сосредоточены на изучении тяжёлых личностных расстройств, в частности, пограничного расстройства личности, и на разработке методов их психоаналитического лечения. Кернберг объединил классические идеи Зигмунда Фрейда, теорию объектных отношений Мелани Кляйн и концепции эго-психологии, создав уникальный интегративный подход.

История возникновения подхода
Кернберг начал свою карьеру как психиатр, работая с пациентами с тяжёлыми личностными расстройствами. Он заметил, что традиционный психоанализ, сосредоточенный на нейротических конфликтах и эдиповой динамике, не учитывает особенности структурных нарушений у пациентов с пограничной и нарциссической патологией. Это привело его к изучению внутренней структуры личности и её отношений с внутренними объектами.
В своей работе Кернберг развил идеи Мелани Кляйн о "хороших" и "плохих" объектах, а также механизмах расщепления. Он расширил эти концепции, применив их к анализу тяжёлых личностных нарушений. Его основной вклад заключается в понимании того, как структурируются и функционируют психика и внутренний мир у пациентов с пограничным уровнем организации личности.

Основные идеи и принципы подхода
1. Уровни организации личности: Кернберг выделил три основных уровня организации личности:
- Невротический уровень: Личность с интегрированным внутренним миром и зрелыми механизмами защиты, такими как сублимация и рационализация.
Интегрированная личность — это состояние психической организации, при котором человек воспринимает себя как целостного, устойчивого и внутренне согласованного. Это означает, что разные аспекты личности, включая противоречивые чувства, мысли, желания и поведенческие модели, находятся в гармонии, а не конфликтуют друг с другом.
- Пограничный уровень: Характеризуется расщеплением, при котором внутренние объекты разделены на "хорошие" и "плохие", что затрудняет интеграцию противоположных аспектов личности.
- Психотический уровень: Характеризуется серьёзными нарушениями реальности и дезинтеграцией личности.

2. Теория объектных отношений
Кернберг адаптировал теорию объектных отношений для объяснения динамики личности. Он утверждал, что внутренний мир человека формируется через бессознательные образы объектов (людей) и отношения с ними.

3. Расщепление как основной механизм защиты
Кернберг считал, что расщепление — это ключевой защитный механизм при пограничных расстройствах. Этот процесс позволяет пациенту избегать эмоциональной боли, связанной с восприятием объекта как одновременно хорошего и плохого. Однако это же препятствует интеграции личности, создавая внутренние конфликты и нестабильность.

4. Патологический нарциссизм
Кернберг внёс значительный вклад в понимание нарциссических расстройств. Он описал, как нарциссизм формируется через патологическое взаимодействие с объектами, когда самооценка человека зависит от идеализации себя и обесценивания других. Внутренний мир нарциссической личности насыщен гневом и страхом быть отвергнутым.

Принципы терапии
Фокус на терапевтических отношениях: Терапия, разработанная Кернбергом, основана на использовании переноса. Пациент переносит свои внутренние конфликты и образы объектов на терапевта, что позволяет исследовать и осознавать эти бессознательные процессы. Например, терапевт может восприниматься как "хороший" или "плохой" объект, что отражает внутренний мир пациента.
Интеграция расщеплённых объектов: Основная цель терапии — помочь пациенту интегрировать противоположные образы объектов (например, видеть, что мать может быть одновременно заботливой и фрустрирующей). Это способствует стабилизации внутреннего мира и улучшению эмоциональной регуляции.
Работа с агрессией: Кернберг подчёркивал важность проработки агрессии у пациентов с пограничной и нарциссической патологией. Он считал, что вытесненная агрессия является источником многих внутренних конфликтов, которые препятствуют интеграции личности.
Эмоциональная валидизация: Терапевт должен сохранять эмоциональную устойчивость и эмпатию, даже когда пациент проявляет агрессию, идеализацию или обесценивание. Это создаёт безопасное пространство для проработки травматического опыта.
Психоаналитический подход Отто Кернберга представляет собой мощный инструмент для работы с тяжёлыми личностными расстройствами. Его теория помогает понять, как ранние отношения с объектами формируют структуру психики и как расщепление препятствует интеграции личности. Терапия Кернберга ориентирована на улучшение эмоциональной регуляции, интеграцию внутренних объектов и построение более устойчивого внутреннего мира. Этот подход остаётся актуальным и востребованным в современной психотерапии, особенно в работе с пациентами с пограничным и нарциссическим расстройствами личности.

Психоаналитический подход Нэнси Мак-Вильямс

Нэнси Мак-Вильямс — известный психоаналитик и исследователь, внёсшая значительный вклад в развитие психоаналитической диагностики и терапии. Её подход сочетает глубокий анализ внутренних конфликтов личности с практической адаптацией психоаналитических принципов для клинической работы. Мак-Вильямс ориентирована на понимание структурной организации личности, её внутренней динамики и отношений с окружающим миром.
Центральной идеей подхода Мак-Вильямс является интеграция психоаналитических теорий для диагностики и лечения личности на глубинном уровне. Она стремится понять, как структурные элементы личности (например, механизмы защиты, типы отношений с объектами) связаны с внутренними конфликтами и проявляются в поведении человека.

Её подход акцентирует внимание на межличностных отношениях, внутренней мотивации и бессознательных процессах, которые формируют уникальную картину личности. Мак-Вильямс выделяет важность диагностического процесса, основанного не только на формальных классификациях, но и на глубоком понимании субъективного опыта пациента.

Психоаналитическая диагностика
Цель подхода Мак-Вильямс — не только классифицировать личность пациента, но и понять её внутреннюю логику, эмоциональную динамику и способы взаимодействия с миром. Это позволяет терапевту выстраивать индивидуальный план работы, учитывающий глубинные мотивы, потребности и защитные механизмы пациента.
Нэнси Мак-Вильямс выделяет восемь основных типов личности, каждый из которых характеризуется уникальными особенностями внутренней структуры и поведения. Эти типы личности часто комбинируются, образуя сложные и уникальные динамические структуры.
  1. Шизоидная личность
- Уход в себя, изоляция, ограничение контактов с внешним миром.
- Характеризуется богатым внутренним миром, но трудностью в выражении эмоций и установлении связей с другими.
  1. Нарциссическая личность
- Сильная зависимость от внешнего признания и подтверждения своей ценности.
- Склонность к идеализации себя и обесцениванию других.
  1. Депрессивная (меланхолическая) личность
- Склонность к грусти, чувству вины и внутренней пустоте.
- Ориентация на внутренний мир, самокритичность.
  1. Мазохистическая (самопожертвующая) личность
- Тенденция к самопожертвованию, потребность заботиться о других за счёт собственных интересов.
- Часто переживает трудности в выражении собственных желаний.
  1. Обсессивно-компульсивная личность
- Склонность к чрезмерному контролю, ригидности, перфекционизму.
- Трудности с эмоциональной спонтанностью и гибкостью.
  1. Гистрионная (демонстративная) личность
- Выраженная эмоциональность, стремление к вниманию и одобрению.
- Часто проявляет драматичность и театральность в поведении.
  1. Параноидная личность
- Подозрительность, настороженность, склонность видеть угрозы в окружающем мире.
- Чувство собственной правоты, стремление защитить себя от предполагаемых атак.
  1. Антисоциальная (психопатическая) личность
- Склонность к манипуляции, игнорированию социальных норм, отсутствию эмпатии.
- Часто проявляется в поведении, ориентированном на достижение целей без учёта последствий для других.

Психоаналитическая диагностика Мак-Вильямс представляет собой мощный инструмент для понимания личности и её внутренней динамики. Её подход помогает не только определить тип личности, но и глубже понять её структуру, что делает терапию более точной и эффективной. Эти восемь типов личности являются ориентиром для анализа, позволяя терапевту адаптировать подход к уникальным особенностям пациента.




Механизмы защиты: Мак-Вильямс систематизировала защитные механизмы, связывая их с уровнями организации личности:
- Зрелые защиты (например, сублимация, гумор) характерны для невротического уровня.
- Примитивные защиты (например, расщепление, проекция) типичны для пограничного и психотического уровней.
- Понимание того, как пациент защищается от тревоги и конфликтов, помогает в работе над интеграцией личности.

Индивидуальный подход: Мак-Вильямс подчеркивает, что терапия должна быть адаптирована к уникальным потребностям пациента, его эмоциональному состоянию и структуре личности. Это означает, что терапевт работает не только с симптомами, но и с личностью пациента как целым.
Мак-Вильямс считает, что основой психоаналитической терапии является работа с идентичностью пациента, которая включает понимание его "Я", самооценки и представлений о себе.

Практическое применение
Психоаналитический подход Мак-Вильямс ориентирован на глубокое понимание и проработку внутренних конфликтов. Она подчеркивает, что успешная терапия возможна только при создании безопасной, эмпатичной и поддерживающей атмосферы. Её подход используется для лечения:
- Личностных расстройств (пограничного, нарциссического, зависимого).
- Тревожных и депрессивных расстройств.
- Проблем с идентичностью и самооценкой.
Психоаналитический подход Нэнси Мак-Вильямс предлагает комплексный взгляд на диагностику и лечение личности, основанный на интеграции классических психоаналитических теорий и современной клинической практики. Её работа акцентирует внимание на глубинной динамике личности, межличностных отношениях и защитных механизмах, что делает её подход гибким и применимым к широкому спектру психологических проблем.

Заключение
Психоаналитический подход, зародившийся с работ Зигмунда Фрейда, оказал глубокое влияние на понимание человеческой психики и развитие психотерапии. В его основе лежит идея о том, что бессознательные процессы, внутренние конфликты и ранние межличностные отношения формируют личность и влияют на поведение человека. Современные направления психоанализа, такие как теории объектных отношений, эго-психология и исследования личности (например, работы Нэнси Мак-Вильямс, Отто Кернберга), расширили возможности диагностики и терапии, акцентируя внимание на индивидуальности каждого клиента.
Психоанализ остаётся актуальным методом, способным не только углубить понимание внутреннего мира человека, но и предложить долгосрочные изменения через осознание бессознательных конфликтов и развитие способности к саморефлексии и эмоциональной регуляции. Его влияние выходит за рамки терапии, включая психиатрию, социальные науки, искусство и философию.
Если вы хотите разобраться в глубинных причинах своих переживаний, изучить себя и научиться управлять внутренними конфликтами, специалисты психологического центра Synaps готовы помочь. В нашей работе мы используем современные методы психоанализа, адаптированные под запросы каждого клиента. Мы понимаем, что каждый человек уникален, и предлагаем индивидуальный подход, основанный на лучших практиках психоаналитической терапии. Обращайтесь в Synaps, чтобы получить квалифицированную помощь и поддержку на пути к внутренней гармонии.
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи
Записаться на прием вы можете по номеру телефона +7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи
"Депрессия — это как темное облако, которое медленно и неотвратимо затягивает небо, скрывая солнце и заставляя верить, что оно больше никогда не появится" — Мэрилин Монро.
Создатель и главный врач Центра психического здоровья Synaps
Мария Юрьевна Максимова
Больше 25 лет Мария Юрьевна помогает своим пациентам успешно преодолевать симптомы депрессии, тревоги, панических и обсессивно-компульсивных расстройств.
В 2020 году из-за пандемии COVID-19 уровень депрессии и тревожных расстройств вырос на 25% по всему миру
Первые антидепрессанты были случайно открыты в 1950-х годах при исследовании препаратов для лечения туберкулеза. Это открыло новую эру в лечении депрессии.
Записаться на прием вы можете по номеру телефона

+7(985)387-42-73
Или нажав на кнопку и заполнив форму обратной связи
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ