Работая много лет в клинике, Сонди заметил любопытную закономерность: больные чаще устанавливают тесные отношения — дружеские, романтические, супружеские — с теми, чьи психические расстройства похожи на их собственные. Исследователь предположил, что эта неосознаваемая тяга к «своим» восходит к врождённой генетической предрасположенности. Так возникла теория судьбоанализа: у каждого человека, исходя из унаследованного генотипа, формируется специфический «вектор выбора» (генотропизм), направляющий его к людям с близким личностным строем.
В лаборатории эндокринологии и конституциональной патологии Сонди собрал большую коллекцию фотопортретов пациентов с различными психическими диагнозами. Этот клинико‑генетический материал лёг в основу знаменитого теста Сонди. Интерпретация результатов опирается на психоаналитическую модель бессознательного, восходящую к Зигмунду Фрейду, и позволяет проследить, как глубинные наследственные импульсы влияют на выбор привязанностей и, в конечном итоге, на жизненный сценарий человека.
Сонди синтезировал глубинную психологию Фрейда с генетическим детерминизмом начала XX века. Две ключевые гипотезы:
- Генотропизм. Люди бессознательно тянутся к тем, кто разделяет их наследственные (генотипические) тенденции. Поэтому даже случайная симпатия к незнакомому лицу отражает скрытые влечения, близкие к психопатологическим полюсам.
- Фактор судьбы. Наследственные влечения формируют не только характер, но и жизненные сценарии — выбор партнёра, профессии, заболевания, даже способ смерти. Диагностировав латентные влечения, можно предсказать и «переписать» судьбу.
С точки зрения Сонди, фотография человека, страдающего, например, маниакально‑депрессивным психозом, действует как «проективный крючок»: тот, у кого в глубине присутствует аналогичный аффективный вектор, отметит портрет как особенно притягательный или, наоборот, отталкивающий.